В Воздушно-десантных войсках завершаются испытания броневика «Тайфун-ВДВ». Машина специального назначения, десантируемая парашютным способом, повысит выживаемость и огневую мощь десантно-штурмовых соединений, сообщили в Минобороны. Еще одна модификация — «Тайфун-ПВО» — впервые проехала по брусчатке Красной площади во время парада Победы 9 мая 2021 года. Об особенностях новых боевых машин — в специальном материале ТАСС

Универсальная платформа

«Тайфун-К» — семейство новых броневиков для ВДВ и ПВО, которое разрабатывается с 2015 года. По техзаданию военных бронемашина должна была перевозить людей, грузы, нести современное вооружение и соответствовать требованиям парашютного десантирования. В итоге, по словам экспертов, получилось нечто среднее между грузовиком и джипом. Машина создана на базе защищенной платформы с колесной формулой 4×4 Камаз-4386.

В первую очередь разработчики шасси — АО «Ремдизель» из Набережных Челнов — позаботились об усиленной противоминной защите. Большой дорожный просвет (420 мм) и специальное V-образное днище рассеивают энергию взрыва и улучшают защиту экипажа от осколков. «Тайфун» выдерживает детонацию мощностью до 8 кг тротила под любым колесом и в любом месте под днищем. На машине установлена комбинированная защита из керамической брони, под которой находится броневая сталь, что обеспечивает защиту от поражения бронебойно-зажигательными пулями.

Двигатель у «Тайфуна-К» тоже камазовский, 350-сильный. По информации разработчиков, при массе 13,5 т броневик способен двигаться по асфальтированным трассам со скоростью 100 км/ч, может преодолевать брод глубиной до 1,75 м. Отличные ходовые качества «Тайфуна-ВДВ» были подтверждены специалистами 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ во время испытаний на юге России. По мнению экспертов, «отечественные промышленники создали бронеавтомобили, способные эффективно решать поставленные задачи».

Автомобили «Тайфун-К» предназначены как для перевозки личного состава и воинских грузов, так и для медицинского обеспечения. Можно десантировать и эксплуатировать в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м

пресс-служба АО «Ремдизель»,

«Тайфун-ВДВ»

Платформа «Тайфун-К» позволяет устанавливать на боевые машины разное оборудование и вооружение. По открытым данным, на модификации для «голубых беретов» смонтирован дистанционно-управляемый боевой модуль БМ-30-Д с 30-мм автоматической пушкой 2А42 и 7,62-мм танковым пулеметом. Модуль изолирован от обитаемого отделения, что повышает безопасность экипажа и десанта.

Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ»

Источник изображения: © Сергей Фадеичев/ТАСС

Он оборудован автоматизированной системой управления огнем с комбинированным прицелом с телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером, панелью управления и устройством сопровождения целей. БМ-30-Д создан специально для «Тайфуна-ВДВ», но вместо него можно смонтировать практически любой другой из представленных на рынке вооружений.

Например, автомобиль может быть оснащен крупнокалиберным пулеметом «Корд» или 82-мм минометом «Дрок». Как говорят эксперты, «Тайфун-ВДВ» станет одним из самых мощных армейских бронеавтомобилей в своем классе в мире. Поставки такой техники значительно увеличат ударный потенциал десантно-штурмовых подразделений «крылатой пехоты».

«Тайфун-ВДВ» — универсальный десантник. С приходом в войска новой машины различные подразделения армии, такие как ВДВ, получат мобильное высокозащищенное средство доставки личного состава и мощное средство огневого подавления противника. Кроме того, машина авиадесантируемая, что существенно упростит организацию операций в глубоком тылу противника

Дмитрий Литовкин, военный обозреватель ТАСС

«Тайфун-ПВО»

Машина для военнослужащих ПВО была спроектирована на базе броневика для Воздушно-десантных войск. В этой разработке в кооперации с предприятием «Ремдизель» участвует ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей»).

Бронеавтомобиль «Тайфун-ПВО»

Источник изображения: © Валерий Шарифулин/ТАСС

В экипаже «Тайфун-ПВО» пять человек: механик-водитель, командир, стрелок-пулеметчик и два стрелка-зенитчика. В отделении для стрелков предусмотрено все необходимое: переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) типа «Игла», «Игла-С», «Верба», пусковые установки, источники питания, радиолокационные запросчики для опознавания наземных и воздушных целей. Одним из основных достоинств этой модификации эксперты называют возможность экипажа получать целеуказания извне — от боевого командного пункта и ЗРК «Тор-М2». Таким образом, у военных нет необходимости покидать бронеавтомобиль.

«Тайфун-ПВО» — полностью отечественная разработка. Оборудование, установленное на «Тайфун-ПВО», производит разведку воздушного пространства, получает информацию о целях, которые находятся в радиусе поражения ПЗРК. Далее головка самонаведения зенитной управляемой ракеты захватывает цель, и происходит выстрел. Таким образом, бронемашина автоматизирует работу расчетов ПЗРК и защищает экипаж во время реальных боевых действий

Алексей Леонков, военный эксперт, редактор и коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества»

Во время испытаний обе боевые машины прошли буквально огонь и воду: их сбрасывали с высоты, взрывали, расстреливали и топили. Все это способна выдержать лишь по-настоящему универсальная машина для решения широкого круга боевых задач. По данным Минобороны, первые «Тайфуны-ВДВ» ожидают в войсках до конца этого года. Опытно-конструкторские работы по созданию «Тайфуна-ПВО» должны завершиться в третьем квартале 2021-го. Затем планируется развернуть серийное производство. Об этом в интервью журналу «Национальная оборона» рассказал генеральный директор ижевского предприятия «Купол» Фанил Зиятдинов.

Василий Кучушев