«Союзная решимость – 2022»: кто стоит за масштабными учениями Москвы и Минска

Совместные российско-белорусские учения «Союзная решимость – 2022» стартовали 10 февраля. Их основной целью является отработка отражения внешней агрессии в ходе ведения оборонительной операции. На этом фоне разберемся с одним из важнейших вопросов ведения военных действий коалиционными группировками – управлением войсками (силами).

Еще на этапе подготовки к учениям «Союзная решимость – 2022» в военном ведомстве сообщили, что подразделения Восточного военного округа (ВВО) России, участвующие в проверке сил реагирования Союзного государства, начали развертывать в Белоруссии полевые пункты и организовали единую систему управления войсками, сообщили в Минобороны РФ.

«Специалистами войск связи организована единая система управления войсками. В систему управления вошли пункты управления привлекаемых подразделений, находящихся на полигонах», – говорилось в соответствующем сообщении российских военных.

Поскольку подобная информация обладает, мягко говоря, некоторыми неточностями и может легко ввести в заблуждение, есть настоятельная необходимость начать с азов управления войсками. Тем более эти вопросы не так часто рассматриваются и анализируются в открытых источниках.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Как говорил Наполеон Бонапарт: правильно назвать – правильно понять. Для начала разберемся, что собой представляет система управления войсками. Как известно, это совокупность функционально связанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления. Система управления является организационно-технической основой управления войсками.

Основными элементами системы управления являются органы управления, пункты управления, система связи, автоматизированные системы управления войсками и другие специальные системы.

К органам управления войсками обычно относят командования, военные советы, штабы, управления, отделы и другие постоянные и временно создаваемые управленческие организации, наделенные определенными правами и обязанностями по руководству войсками (силами) в мирное и военное время.

Пункты управления представляют собой специально оборудованные и оснащенные техническими средствами места, откуда командир с офицерами штаба осуществляет управление в ходе боевых действий. К пунктам управления относятся командные, запасные командные, тыловые и вспомогательные пункты управления.

К средствам управления относится система связи, АСУ, а также другие специальные системы, предназначенные для повышения эффективности работы должностных лиц на пунктах управления, для централизованного добывания, сбора, обработки, отображения информации и доведения ее до заинтересованных органов управления как внутри системы, так и между взаимодействующими системами управления.

Наконец, система связи представляет собой совокупность взаимосвязанных и согласованных по задачам узлов и линий связи различного назначения, создаваемых для решения задач обеспечения управления войсками.

Так вот, специалистами войск связи, как говорилось в сообщении военного ведомства, система управления войсками не организуется, не создается и не развертывается. И на самом деле связисты имеют отношение только к третьему пункту – средствам управления.

В ходе мероприятий боевой и оперативной подготовки специалистами войск связи развертывается система связи, которая обычно включает: узлы связи пунктов управления; осевые и рокадные линии связи; линии прямой связи между пунктами управления; линии привязки узлов к опорной (государственной) сети связи и др.

Что касается вопросов организации управления войсками, они отражаются в оперативной части плана операции (или замысле учений), а также в плане взаимодействия с графиком боевого управления и плане связи.

Вопросы управления и взаимодействия (к примеру, место и время развертывания пунктов управления, а также их перемещение в ходе боевых действий) обычно указываются в оперативных директивах соответствующих командующих.

НЕЯСНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Теперь еще раз остановимся на словосочетании «единая система управления войсками» в сообщении военного ведомства. Не совсем понятно, для кого она на учениях «Союзная решимость – 2022» единая. Указывается, что в эту систему вошли пункты управления привлекаемых подразделений, находящихся на полигонах. Однако государственная принадлежность войск при этом не определена.

В таком случае возникает вопрос – единая система управления (а соответственно и связи) относится только к российским подразделениям (как указано, находящимся на полигонах на территории Белоруссии) или же она является единой для всей группировки войск из российских и белорусских частей и соединений? А если она одна для тех и других, то тогда каким образом в ней урегулированы самые насущные управленческие вопросы – кто, кому и когда подчинен и по каким вопросам?

Неясен и следующий момент – созданная единая система управления (и связи) касается только войск (сил) обеих сторон, находящихся на полигонах (в учебных центрах) или же ее охват существенно шире? Ведь в ходе учения «Союзная решимость – 2022» предполагается отражение внешней агрессии, а в подобных случаях, как известно, должны быть задействованы все имеющиеся возможности, силы и средства.

Стало быть, та же единая система связи должна, по идее, включать все ресурсы связи Вооруженных сил Белоруссии и, более того, опорную (государственную) сеть связи республики. Дело-то предстоит нешуточное – отражение внешней агрессии.

А для этого надо объединять в одних руках все имеющиеся силы и средства связи (сети телефонной, телеграфной, факсимильной, каналы видеоконференций, сети передачи данных и пр.), в общем, вплоть до сетей фельдъегерско-почтовой связи. Последняя, как известно, организуется для приема, обработки и доставки боевых документов, всех видов секретных и почтовых отправлений.

Какой-либо достоверной информации по вышеперечисленным вопросам в открытых источниках нет. Но что-то подсказывает, что «единая система управления» касается только российских подразделений и частей, дислоцируемых в настоящее время на белорусских полигонах. А с ВС РБ все взаимодействие заключается разве что в обмене данными по складывающей обстановке.

На основании каких данных можно сделать подобный вывод?

Уже неоднократно говорилось, что если есть Союзное государство России и Белоруссии, то, по идее, должны быть Объединенные вооруженные силы и главнокомандующий ОВС РФ и РБ, а также штаб ОВС (и командный пункт, естественно). Пока же на данный момент времени коалиционная группировка представлена «силами Союзного государства». Что это такое – не вполне понятно.

Главнокомандующий ОВС в своей практической работе должен руководствоваться Положением, подписанным руководителями двух государств, в котором предельно ясно и конкретно должны быть изложены его права и обязанности: из кого назначается, за что отвечает, наконец, длинный перечень того, что идет под общим заголовком – «обязан».

Главнокомандующему ОВС РФ и РБ должны быть оперативно подчинены соответствующие войска, силы и средства, заранее оговоренные лидерами двух стран. Пока же нет ни главкома, ни штаба, ни сил и средств, ни, естественно, Положения. А, как известно, в ходе вооруженной борьбы войсками должен руководить только один человек и ничего другого в подобной обстановке не бывает по определению.

Что касается конкретно учений «Союзная решимость – 2022», то, как известно, и до настоящего времени не озвучено, кто является руководителем этих учений (и кто назначен начальником штаба руководства, уж не говоря о том, кто, к примеру, является руководителем группы подыгрыша). И в целом – это один человек или же разными фрагментами учения в своих сферах и секторах будут руководить представители Вооруженных сил РФ и ВС Белоруссии (как это было опять-таки на учениях «Запад-2021»). Пока и этот вопрос до конца не прояснен.

Хорошо бы узнать, кто будет проводить разбор учения, отмечая как положительные стороны действий войск (сил), так и вскрывшиеся недостатки, а также меры по их устранению. Это может осуществлять как руководитель учения, так и более высокие по своему положению должностные лица. И как в этом вопросе будет на самом деле, пока тоже непонятно.

Наконец, любое учение должно завершаться полевым смотром войск. И вновь вопросы – а он запланирован? А если так, то где будет проходить? И кто на нем будет присутствовать?

Наконец, что касается конкретно связи, то иногда ошибочно озвучивается и такое утверждение: связь – основа управления войсками. Это в корне не так. Основа управления войсками в любом случае – решение командира (командующего). Тем не менее значение бесперебойно действующей связи в современных условиях ведения боевых действий исключительно велико. К примеру, американский генерал Омар Нельсон Брэдли утверждал, что Конгресс США может присвоить военнослужащему звание генерала, но командиром его делает только связь.

Что касается общего заключения, то внешне все выглядит весьма привлекательно и внушительно – «силы союзного государства». А начнешь разбираться и вникать – то конь не валялся.

Михаил Ходаренок

Михаил Михайлович Ходаренок – экс-начальник группы 1-го направления 1-го управления Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ, полковник.