Американское сетевое издание «Breaking Defense» опубликовало небезынтересную статью Valerie Insinna «New Pentagon report censors details on weapons programs’ performance, flaws» («Новый отчет Пентагона подвергает цензуре подробности об эффективности и недостатках программ вооружения»), в котором говорится, что независимый орган по испытаниям и оценке систем вооружений в Пентагоне исключил данные об эффективности более чем 20 программ вооружений из открытой версии своего отчета за 2021 год, включая такие крупные закупочные программы, как транспортный вертолет CH-53K King Stallion для корпуса морской пехоты и авианосец Gerald R. Ford (данный материал, конечно, частично из серии «нам бы их проблемы»).

Новые тяжелые транспортные вертолёты Lockheed Martin (Sikorsky) CH-53K King Stallion, эксплуатируемые 1-й опытно-испытательной эскадрильей авиации морской пехоты США (VMX-1), приземляются в Кэмп-Леджуне, штат Северная Каролина, 21.11.2021 (с) Reine Whitaker / морская пехота США

«Уступая давлению внутри Пентагона и скрывая несекретную информацию за псевдозасекречиванием, нынешние руководители DOT&E подрывают эффективность собственного агентства», — сказал Дэн Грейзиер, научный сотрудник общественной организации Проект по надзору за деятельностью правительства (Project on Government Oversight).

В четверг [10 февраля 2022 года] директор пентагоновского Управления по оперативным испытаниям и оценке (Director of operational test and evaluation — DOT&E) опубликовал открытую версию своего ежегодного отчета, и впервые в истории была также выпущена версия отчета с так называемой «контролируемой несекретной информацией» (controlled unclassified information — CUI), которая была доступна только для сотрудников министерства обороны США и Конгресса США — и была вне поля зрения налогоплательщиков, которые оплачивают счета за многомиллионные программы.

В декабре Рэймонд О'Тул, в то время исполняющий обязанности главы управления DOT&E, объяснил решение выпустить «контролируемую» [то есть своего рода только «для служебного пользования»] версию отчета, сказав, что часть несекретной информации «не должна попасть в руки наших противников». Он сказал, что виды вооруженных сил в конечном итоге определят, какая информация считается CUI для каждой системы вооружения.

Но для экспертов из аналитических центров и журналистов, которые полагаются на отчет DOT&E как на независимую оценку соответствия программы требованиям, в отчете 2021 года отсутствует большая часть деталей, представленных в предыдущие годы — особенно в отношении конкретных технических недостатков, которые могут помешать способности вооружения действовать в боевых условиях.

Дэн Грейзер, научный сотрудник Проект по надзору за деятельностью правительства, выразил тревогу по поводу текущего состояния отчета, заявив, что решение скрыть несекретные детали в версии CUI имеет серьезные последствия для будущего независимых эксплуатационных испытаний.

«Неприятно видеть, как руководители DOT&E уступают давлению со стороны видов вооруженных сил, выступая против прозрачности», — написал Грейзер в заявлении для «Breaking Defense».

«Конгресс создал DOT&E в 1983 году, несмотря на яростные возражения руководителей видов вооруженных сил и оборонной промышленности, потому что члены Конгресса знали, что они не получают правды о характеристиках нового оружия», — сказал он. — «В законе четко сказано, что должно быть только две версии ежегодного отчета об испытаниях, секретная версия и несекретная версия. Уступая давлению внутри Пентагона и скрывая несекретную информацию за псевдосекретностью, нынешние руководители DOT&E подрывают эффективность собственного агентства».

В целом, в отчете DOT&E отмечается, что информация по в общей сложности 22 программам была изъята из общедоступного отчета.

Например, из отчета удалена вся информация, касающаяся эффективности транспортного вертолета CH-53K King Stallion, одной из крупнейших и наиболее проблемных программ Корпуса морской пехоты.

На этой неделе авиация морской пехоты ввела в строй свою первую эскадрилью вертолётов CH-53K, но сам вертолет, произведенный компанией Lockheed Martin-Sikorsky, пострадал от задержек и увеличения стоимости в результате необходимости устранения более 100 технических недостатков. Некоторые из этих проблем, такие как проблемы с главным редуктором, хвостовым и несущим винтами, были подробно рассмотрены в предыдущих отчетах DOT&E.

В последней открытой версии отчета таких усилий не предпринимается, в нем содержится только описание CH-53K и краткое описание испытаний. Промежуточная оценка эффективности, пригодности и живучести вертолета King Stallion — которая содержит информацию о том, функционирует ли вертолет в оперативной обстановке так, как ожидалось, и были ли обнаружены какие-либо технические недостатки — доступна только в версии CUI.

Эта оценка содержит «предварительные замечания по управляемости CH-53K в неблагоприятных условиях полета, грузоподъемности, ремонтопригодности и надежности по сравнению с CH-53E, а также по состоянию ключевых параметров живучести CH-53K», — говорится в отчете DOT&E.

Раздел, посвященный авианосцу Gerald R. Ford, который является одной из самых дорогих и технологически амбициозных программ Пентагона стоимостью 13 млрд долл, содержит некоторые подробности о недостатках в работе некоторых систем, таких как катапульты и аэрофинишеры корабля.

Однако вся информация об эффективности АСБУ корабля была перенесена в издание CUI, где «подробно описывается способность АСБУ обнаруживать, отслеживать, поражать [цели] и справляться с теми типами угроз, для которых система была разработана».

Подробности о характеристиках транспортного конвертоплана CMV-22B — который ВМС США закупают для замены своих самолетов C-2 Greyhound, используемых для перевозки людей и грузов на борт авианосцев — также были изъяты, и ни одна из рекомендаций агентства не опубликована.

Согласно отчету DOT&E, в отчете CUI оценивается способность этих конвертопланов производства Bell и Boeing «выполнять доставку на борт авианосца, медицинскую эвакуацию, поддержку сил специальных операций ВМС, а также поисково-спасательные задачи», а также приводятся подробные сведения о загоризонтной связи и требования к боеготовности.

И хотя DOT&E отмечает, что собрано недостаточно данных для оценки выживаемости CMV-22B в условиях противодействия противника, некоторые предварительные детали об уязвимости конветоплана к средствам поражения доступны в контролируемой версии.

Из отчета также исключена информация, касающаяся характеристик систем вооружения армии и ВВС США. Для некоторых программ то, что когда-то было надежным учетом уязвимостей, превратилось в простой перечень испытаний.

Например, DOT&E не содержит информации об эффективности текущих модификаций армейских бронированных машин семейства Stryker, а оценка эффективности Stryker доступна только в отчете CUI.

Все подробности об «операционной эффективности, пригодности и живучести» армейской системы управления радиоэлектронной борьбой Electronic Warfare Planning and Management Tool (EWPMT) также отнесены к версии отчета, предназначенной для ограниченного пользования. EWPMT используется командирами и офицерами радиоэлектронной борьбы для управления и координации радиоэлектронной борьбы и предотвращения помех собственным системам. Армия США провела опытную эксплуатацию, испытания и оценку этой системы производства Raytheon в 2021 году.

Хотя разделы отчета о самолете-заправщике ВВС KC-46A, вертолете MH-139 Grey Wolf и вертолете HH-60W Jolly Green II содержат некоторые подробности о технических вопросах, определенная информация теперь доступна только в версии CUI.

В отчете отмечается, что KC-46 «необходимо преодолеть ряд проблем, чтобы соответствовать некоторым требованиям по живучести», дополнительные детали не доступны для общественности, а сама рекомендация DOT&E недоступна общественности.

В разделе, посвященном MH-139, отмечается обеспокоенность по поводу компоновки кабины и того, что ограничения руководства по летной эксплуатации могут негативно сказаться на «взлетах при встречном ветре, вблизи препятствий, в условиях ухудшенной видимости и посадках в сложныхусловиях». Однако другие проблемы, касающиеся пригодности и живучести вертолета, доступны только в версии CUI.

В отношении HH-60W DOT&E отмечает, что «программа должна будет устранить недостатки в комплекте устройства выстреливания пассивных помех и предоставить оперативно-репрезентативное программное обеспечение и загрузку данных миссии для приемника радиолокационного предупреждения, чтобы обеспечить адекватную оценку живучести HH-60W в условиях противодействия», но дальнейшие детали контролируются.

Прочие изъятия

Вот другие программы, по которым в открытом отчете отмечено, что информация была перенесена в версию CUI:

Беспилотный вертолет ВМС MQ-8C Fire Scout: подробности о задержке испытаний на корабле LCS доступны только в версии CUI

Противорадиолокационная ракета ВМС AARGM-ER (Advanced Anti‑Radiation Guided Missile — Extended Range): все подробности о характеристиках содержатся в версии CUI

Авиационный комплекс РЭБ Next Generation Jammer (NGJ) для самолета ВМС EA-18G Growler: Отчет CUI содержит информацию о проблемах эксплуатационной пригодности

Надводный безэкипажный противоминный комплекс Unmanned Influence Sweep System (UISS) для кораблей LCS: Некоторые рекомендации DOT&E отнесены к категории CUI

Президентский вертолет VH-92A Корпуса морской пехоты: отчет CUI содержит подробную информацию об операционной эффективности, а также сравнение возможностей этих вертолетов с устаревшими платформами

Проникающая управляемая авиационная бомба Massive Ordinance Penetrator (МОР) ВВС: предварительный анализ эффективности и пригодности оружия приведен только в версии CUI

Модернизация истребителей F-22 ВВС: Проблемы пригодности подробно описаны в версии CUI

Командный оперативный центр Air Operations Center ВВС: Модернизации «оперативно эффективны и пригодны», но подробности только в версии CUI

Аппаратура передачи данных Family of Advanced Beyond Line-of-Sight Terminals (FAB-T) ВВС: Обновленная информация о закупках FAB-T и результатах испытаний и эксплуатации содержится исключительно в версии CUI

Тактическая система связи Integrated Tactical Network (ITN) армии: Открытая версия отчета не содержит информации о пригодности системы к использованию

Гарнитура вирутальной реальности военнослужащего Integrated Visual Augmentation System (IVAS) армии: Подробности о производительности доступны только в версии CUI

Система президентской и правительственной голосовой конференц-связи Космических сил Presidential and National Voice Conferencing: Описание системы, обновления программы и эксплуатационные характеристики представлены только в отчете CUI

Система противоракетной обороны Агентства по противоракетной обороне: Дополнительная информация и рекомендации включены только в версию CUI

Платформа кибер-войны Joint Cyber Warfighting Architecture (JCWA): Полный список подрядчиков доступен только в версии CUI.

В открытой версии отчета также урезана информация о недостатках в инфраструктуре испытаний и оценок Пентагона. В частности, в нем отмечается, что дополнительные детали, касающиеся оценки гиперзвуковых ракет и гиперзвуковых систем противоракетной обороны, кибербезопасности, ядерной модернизации, войны в электромагнитном спектре, космоса, «многодоменных операций» и 5G, были перенесены в издание CUI.