3124636E-E977-4986-8ED5-964DD4CA9644_mw1024_n_sЭксперты посчитали выгоды России и Украины от всех подписанных накануне соглашений

Подписанные накануне президентами России и Украины соглашения сулят колоссальную выгоду обеим экономикам. Так, скидка на газ приравнивается к половине украинской ГТС. 15 млрд долларов снижают риск дефолта Украины, что теперь выгодно и России, которая купит украинские долги. Однако восстановление торговли и кооперационных связей между странами в промышленности несет им не меньшие выгоды.

Бывший пресс-секретаря украинского Нафтогаза Валентин Землянский рассказал подробности подписанных накануне в Москве допсоглашений между Россией и Украиной. По его словам, цена российского газа для Украины будет определяться ежеквартально. Если до 10-го числа первого месяца каждого квартала допсоглашение не будет подписано по любой причине, то Украина не получает газ по 268,5 доллара за тысячу кубометров.

По данным Землянского, новая ставка предполагает снижение цены на 200 долларов от расчетной по формуле цены. Из них 100 долларов – это скидка по Харьковским договоренностям в счет оплаты аренды военной базы в Севастополе (предоставлена еще в 2010 году). Остальные 100 долларов – это скидка за счет применения нового понижающего коэффициента в формуле. По его словам, коэффициент будет рассчитываться «от обратного», то есть от названной цены в 268,5 доллара за тысячу кубометров.

Между тем, как говорит Землянский, в допсоглашении не прописана фиксация обязательных объемов отбора Украиной российского газа, о чем беспокоились украинские экономисты. Соответственно, нет в допсоглашении и механизма оплаты недобора.

Что получит Россия в обмен на скидку на газ, официально не сообщалось, однако, как писала газета ВЗГЛЯД, специалисты уже сделали предположение, что Украина может продать часть или всю свою газотранспортную систему.

Источник ИТАР-ТАСС, знакомый с содержанием консультаций, состоявшихся накануне в Москве, это подтверждает. По его словам, условием скидки на газ для Украины стала гарантия возобновления в начале 2014 года переговоров по вхождению Газпрома в состав собственников украинской ГТС, говорит он. Речь идет о продаже не всей трубы, а доли в ГТС Украины.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что Газпром может рассчитывать на 50% в капитале компании, управляющей газотранспортной системой Украины. Он исходит из оценки украинской трубы главой Газпрома Алексеем Миллером в 20 млрд долларов, а также из экономии Украины на скидке и потерях от этого Газпрома.

Так, официальный Киев оценивает экономию от снижения цены на российский газ в 7 млрд долларов в 2014 году. А для Газпрома снижение стоимости поставок при сохранении объемов – это потеря выручки на уровне 2,5–2,7 млрд долларов, говорят опрошенные ИТАР-ТАСС аналитики.

«Если исходить из цены в 400 долларов и объемов 27 млрд кубометров в 2013 году, то, исходя из 268,5 доллара и того же объема в 2014 году, снижение составит около 2,5 млрд долларов в выручке и EBITDA, в прибыли – менее 2 млрд долларов», – подсчитал Андрей Полищук из московского офиса Raiffeisenbank. Аналитик «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин оценивает потери Газпрома от пересмотра цены в размере 2,7 млрд долларов – 5% от EBITDA и 6% от чистой прибыли.

Однако Землянский сообщил ИТАР-ТАСС, что в 2012 году ГТС Украины оценивалась в 27–29 млрд долларов и «не следует ожидать, что взаимоприемлемое решение будет найдено быстро».

Выгоды

Кроме 7 млрд долларов экономии на стоимости газа скидка на газ даст импульс экономике Украины, говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко. «Благодаря этому могут увеличиться реальная заработная плата населения и уровень потребления домохозяйств», – считает он.

Устенко поясняет, что без скидки Украине пришлось бы увеличить тарифы на газ, а теперь этого не произойдет, население сможет сохранить часть доходов. Кроме того, уже звучат обещания украинских политиков о росте зарплат госслужащим и повышении пенсий. «Рост внутреннего потребления – это будет дополнительный драйвер роста экономики Украины», – отмечает украинский экономист.

Кроме того, цена транзита российского газа через Украину не меняется, а значит, Украина сохранит доходы от этого бизнеса. Сейчас Украина зарабатывает 3 млрд долларов (чистого дохода) на транзите 80 млрд кубометров российского голубого топлива (по оценкам украинского Центра Разумкова).

Снижение цен на газ вкупе с инвестициями России в украинские евробонды на уровне 15 млрд долларов также снизило риск дефолта Украины почти на четверть (с 53,5% до 41,5%), так как упала стоимость страховки от дефолта по кредитно-дефолтным свопам на украинский госдолг – на 214 базисных пунктов, до 829 базисных пунктов. Падение стало самым масштабным за последние пять лет, сообщает Bloomberg.

Кроме того, доходность украинских облигаций рухнула больше чем на 40%, а значит, заимствования для украинского бизнеса стали более доступными. Напомним, Россия вложит 15 млрд долларов из Фонда национального благосостояния в украинские евробонды, в частности, транш в 3 млрд долларов пойдет на выкуп бумаг до конца текущего года.

Украинские долги сейчас «мусорные», однако и доходность по рискованным инвестициям традиционно может быть выше (хотя и убытки тоже). Но России теперь будет выгодно улучшение экономической ситуации на Украине.

Но это далеко не все выгоды, которые могут получить обе стороны. Вчера был подписан большой пакет документов по возрождению сотрудничества во многих ключевых отраслях промышленности России и Украины.

Снятие ограничений

Во-первых, Россия и Украина подписали документ по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле.

«В последнее время торговые отношения Украины и России регулировались соглашением о зоне свободной торговли в рамках СНГ, подписанным в 2010 году. Несмотря на наличие этого соглашения, начиная с 2012 года российская сторона активно вводила различные ограничения: частично – объективно, частично – необъективно», – говорит газете ВЗГЛЯД Олег Устенко.

«Объективные причины ограничения торговли связаны с тем, что Россия пять лет назад начала реализовывать проекты по импортозамещению и во второй половине 2013 года начала получать эффект от этого», – объясняет Устенко. Яркий пример тому – ограничение экспорта вагоностроительной продукции Украины в Россию.

«Плюс ограничивали торговлю по политическим мотивам. В итоге страдали обе стороны, страдала цепочка кооперации предприятий двух стран, которая была выстроена в советское время. Речь идет о нарушении технологического цикла, когда головное предприятие находится, например, в России, а комплектующие собирают на Украине, и наоборот. Яркий пример – это авиастроение и космос. Так, в Харькове располагается производство аэрокосмической продукции, без которой сложно существовать России», – рассказывает Олег Устенко.

«Важнейшая статья украинского экспорта – это продукция с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь машиностроения. 75% украинского машиностроительного экспорта реализуется на территории РФ. Именно он наиболее серьезно пострадал во время торговых конфликтов с Россией. Это был серьезный удар по индустриальным регионам Украины: Харьковской, Донецкой, Днепропетровской области», – отмечает украинский экономист.

Были также нетарифные ограничения по легковым автомобилям, пищевой промышленности («конфетная война») и т. д.

«Объем украинского экспорта в Россию за 10 месяцев 2013 года по сравнению с объемом за 10 месяцев 2011 года сократился на 5 млрд долларов – во многом из-за ограничений экспорта продукции машиностроения. Это более 2,5% ВВП Украины. Если конфликт будет разрешен, будут сняты ограничения и будет создан благоприятный торговый режим, то украинская экономика может получить как минимум 2–3% ВВП», – посчитал украинский экономист. Он подчеркивает, что это выгода только от снятия торговых ограничений.

Реальный сектор экономики России также получит дополнительный импульс, однако Украина получит гораздо больше, потому что ее экономика в 10 раз меньше российской, добавляет Устенко.

Кроме того, торговые ограничения будут сняты для украинского экспорта не только в Россию, но и в Белоруссию и Казахстан. В январе 2014 года Украина и ТС должны согласовать «дорожную карту», которая обеспечит безбарьерное перемещение товаров если не в 2014 году, то точно в 2015 году, рассказал министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев.

Конечная цель – достичь такого режима, при котором продукция Украины и ТС попадала бы на рынки друг друга без дополнительных проверок и сертификаций. Благодаря этому товарооборот между Украиной и ТС, который сокращается второй год подряд двузначными цифрами, начнет расти, уверен Слепнев.

Экономики Украины и России получат дополнительный импульс также от новых промышленных проектов в рамках остальных соглашений между двумя странами, в частности по сотрудничеству в авиастроении, судостроении и космической отрасли. Россия и Украина подписали договоры по всем этим отраслям, а также отдельный протокол о поставках товаров по производственной кооперации.

В итоге Устенко ожидает также дополнительного притока прямых иностранных инвестиций на Украину, имея в виду российские.

Авиастроение

В частности, накануне Россия и Украина договорились возобновить серийное производство самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями. По словам украинского премьер-министра, страны планируют вместе построить 80 таких самолетов.

«За все 22 года нашей независимости не было таких масштабных проектов. Общая выручка составит 12,89 млрд долларов. Это позволит на несколько десятилетий занять лидерские позиции в мировых грузоперевозках», – сказал Азаров.

Киев и Москва создадут СП для реализации этого проекта. Украинская сторона может привнести в СП технологическую базу и инновационную составляющую, а российская – финансовую составляющую и рынок сбыта.

«Выгода в том, что наши страны получат во многом уникальный самолет, аналогов которому нет. Его можно использовать не только в военных, но и в гражданских целях. А учитывая, что грузовые авиаперевозки в мире растут, то Ан-124 с его феноменальными данными по грузоподъемности и летным характеристикам может быть весьма востребован на мировом рынке, так что это еще и прибыль для наших стран», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Это позволит создать рабочие места в наших странах, увеличить поступления в бюджеты всех уровней, увеличить ВВП, дать работу большому количеству смежных предприятий в наших странах», – добавляет экономист. По словам Азарова, этот проект означает появление работы у десятков тысяч украинцев.

Судостроение

У России и Украины давние связи в судостроении. «Благодаря климатическим особенностям огромный сегмент судостроительной отрасли СССР, обеспечивающий как потребности огромной страны, так и экспортные поставки, был сосредоточен именно на Украине», – рассказывает газете ВЗГЛЯД глава наблюдательного совета Smart Maritime Group (куда входят Херсонский и Черноморский судостроительные заводы Украины) Павел Константинов.

«Конечно, с распадом сверхдержавы часть судостроительных заводов пришли в запустение, были утеряны как ценные кадры, так и производственные возможности. Но, тем не менее, нашей группе компаний удалось сохранить предприятия и технологии, которые сегодня в полной мере могут удовлетворять запросы российского рынка, испытывающего дефицит судостроительных мощностей», – отмечает Константинов.

Исполнительный директор ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Юрий Алексеев также указывает, что в России отмечается нехватка построечных мест, а на Украине имеются три судостроительных завода в Николаеве, заводы в Херсоне (может строить различные типы судов дедвейтом до 30 тыс. тонн), в Керчи и Севастополе.

«В России большая программа со строительством судов, и Украина могла бы помочь ее реализации. Украинские судостроительные заводы загружены не больше чем на 30%. Честно говоря, у нас практически нет заказов. В последние годы строили в основном для Голландии, а для России мало. К тому же сейчас стагнация в мировом судостроении», – рассказывает Юрий Алексеев.

Россия может дать Украине заказы на постройку рыболовецких судов, танкеров, крейсеров, авианосцев, а главное – больших судов дедвейтом до 180 тыс. тонн. Последнее – это главное преимущество Украины перед российским судостроением, говорит Алексеев.

«Правда, насчет постройки авианосцев на Украине пока проблематично говорить. Нужны инвестиции. За это время народ разбежался. Если раньше на заводе 10–20 тыс. человек работали, то сейчас на Черноморском заводе всего тысяча человек. Правда, наши специалисты работают на российских предприятиях», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Павел Константинов также указывает на ряд проектов, по которым Россия и Украина могли бы возобновить взаимовыгодное сотрудничество. Во-первых, на мощностях украинских верфей можно модернизировать суда Черноморского флота РФ. «Это было бы экономически оправданно не только с точки зрения возможностей украинских предприятий, но и с точки зрения простой логистики», – говорит Константинов.

В военном кораблестроении и судоремонте Украина могла бы быть очень полезна как Черноморскому флоту, так и другим флотам РФ, добавляет он. «Мы могли бы предложить партнерам постройку высоконасыщенных корпусов с последующей установкой на российских заводах вооружений и оборудования, имеющего секретные составляющие», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Украинское судостроение интересно России в контексте планов по активному освоению Арктики. «Украина может предложить российской стороне наш уникальный опыт по строительству специального и вспомогательного флота: ледовых буксиров, арктических судов-снабженцев и прочее», – говорит Константинов. Помимо этого, украинские верфи могут быть привлечены к реализации программ освоения РФ водных биоресурсов и наращивания вылова рыбы, добавляет он.

И конечно, РФ будет интересен опыт Украины в строительстве судов, использующихся для транспортировки углеводородов и продуктов из них, – как крупнотоннажных, так и класса «река-море». Совсем недавно на мощностях Херсонского судостроительного завода был реализован проект постройки серии танкеров RST27, которые эксплуатируются на российских транспортных маршрутах.

Космос

Не менее тесные связи у Украины и России в сфере космической промышленности, которую стороны также договорились развивать вместе.

«Треть космической промышленности Советского Союза находилась на территории Украины и после распада единого государства там и осталась – вместе с оборудованием, вместе с кадрами, вместе с технологиями и с желанием работать в этом направлении», – говорит газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков. «Конечно, за последние 20 лет украинская космонавтика понесла значительные потери из-за падения спроса на их продукцию, из-за «выдавливания» из различных секторов космонавтики. Делали это все космические державы, в том числе и Россия, заинтересованные в коммерциализации своей деятельности», – рассказывает Железняков.

Однако много, по его словам, все же осталось на Украине. «Самое главное, осталось желание вносить свой вклад в освоение космического пространства. Из материального остались ракеты-носители «Зенит», которые производят в Днепропетровске, различное оборудование, используемое на российских спутниках и космических кораблях, научные приборы, изготавливаемые под эгидой Национальной академии наук Украины. Поэтому вклад Украины в российскую космическую программу может быть весьма существенен, и Украине выгодно иметь такого партнера в космосе, как Россия», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Для России сотрудничество с Украиной также имеет положительные стороны. В этом случае не придется отказываться от ракет «Зенит», от тех бортовых систем, которые до сих пор изготавливаются на Украине. Можно использовать и украинский интеллектуальный потенциал, ищущий своего приложения в ракетно-космической сфере», – отмечает Александр Железняков.

Инфраструктура

Россия и Украина подписали вчера еще одно соглашение – вместе построить транспортный переход через Керченский пролив, в том числе мост через пролив.

Обсуждение этого проекта идет уже давно. Осенью министр транспорта РФ Максим Соколов говорил, что мост мог бы сократить путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 километров. Стоимость проекта оценивалась в 24 млрд рублей в ценах 2010 года. Строительство моста, по словам Соколова, займет не менее четырех-пяти лет, а его финансирование должно осуществляться на паритетных началах.

Сейчас из Крыма в Краснодарский край (через порт Крым и порт Кавказ) можно попасть лишь с помощью паромной переправы, открытой еще в 50-х годах.

Это единственный спорный проект в подписанных соглашениях между странами. Во-первых, технически соорудить такой мост сложно: на дне Керченского пролива свыше 50 метров ила, грязевые вулканы и Керченский тектонический разлом. «В мире нет ни единого транспортного объекта, построенного в таких условиях», – говорил ранее профессор Национальной академии природоохранного и курортного строительства (Симферополь), который 20 лет работал над темой Керченского транспортного перехода, Николай Глухов.

Неудачная попытка строительства моста уже была. В 1944 году СССР построил мост длиной 4,5 км через этот пролив из Крыма на Таманский полуостров. Однако всего через три месяца после открытия из-за шторма опоры моста были разрушены льдом.

Но главное, что никакой экономической выгоды от этого проекта эксперты не видят, только лишние траты. «Экономических перспектив и существенного дополнительного грузопотока, оправдывающих строительство моста через Керченский пролив, я не вижу», – говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор ОАО «Ейский морской порт» Андрей Панычев.

По его словам, российские энергоносители: нефть, нефтепродукты и уголь – дорогу в украинские порты и так знают много лет, никаких препятствий для их поставок не было и до встречи президентов накануне. Такие грузы традиционно переваливают Одесса, Николаев и Севастополь. При этом перспектив реактивного увеличения грузопотока, в частности, угля, нефти и нефтепродуктов на российско-украинской границе он не видит.

«Проблема здесь не только в конкурентоспособности тарифной политики. Есть еще факторы навигационной доступности, элементарной загруженности российской портовой инфраструктуры юга России. В частности, этот грузопоток имеет явную сезонность и увеличивается с российской стороны в зимний период, когда останавливается навигация по Волге и Волго-Донскому каналу, а также замерзают устьевые речные и некоторые морские порты, такие как Ростов и Азов. Кроме того, уже давно работает и наращивает мощности грузовая паромная переправа из порта Кавказ в порт Керчь. Сухопутные железнодорожные направления вполне справляются с имеющимся грузопотоком», – объясняет ненужность моста через Керченский пролив Андрей Панычев.

Кроме того, его строительство увеличит нагрузку на и так не справляющуюся с существующим грузопотоком железнодорожную сеть юга России, добавляет он.

Николай Глухов отмечал, что транспортный коридор через Керченский пролив может стать рентабельным только в контексте построения нового «Великого шелкового пути» через весь Евразийский континент, от Великобритании до Китая, и только если он будет соединять не менее 20 стран. А если перевозить только российско-украинские грузы, то никакой выгоды от него не будет.

Ольга Самофалова
Взгляд