Snimok_ekrana_2013-03-04_v_15.13.19Министр обороны Индии считает произошедшее в Мумбаи «величайшей трагедией»

Наиболее вероятная причина ЧП на индийской подводной лодке «Синдуракшак» (российский проект 877 ЭКМ) в порту Мумбаи — короткое замыкание, приведшее к взрыву на борту, считают эксперты.

Министр обороны Индии Аракапарамбил Куриен Энтони уже назвал произошедшее «величайшей трагедией последнего времени».

Происшествие, даже если виновной окажется сторона, осуществляющая эксплуатацию, не сделает лучше российско-индийские отношения в области военно-технического сотрудничества. Хотя Дели — один из главных стратегических партнеров Москвы, но многочисленные проблемы с российской техникой и растущая требовательность заказчика привели к тому, что тамошние военные все чаще смотрят в поисках вооружения на Запад.

— Индия становится требовательней, а наши чиновники по-прежнему, похоже, считают, будто она купит что угодно, — говорит глава аналитического отдела Института военного и политического анализа Александр Храмчихин. — Но Индия уже относится к разряду великих держав и может выбирать из множества предложений от ведущих производителей военной техники по всему миру.

Как считает зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Рудик Искужин, Россия очень быстро теряет индийский рынок оружия. В недалеком будущем наша доля там может уменьшиться до 50% с нынешних 75%.

За последние двадцать с лишним лет в сотрудничестве между нашими странами хватало взаимных упреков. Самый известный пример — авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», названный заказчиком «Викрамадитья». Изначально он должен был встать в строй ВМС в 2008 году, однако до сих пор проходит испытания. Так, в конце августа должны пройти пробные полеты палубной авиации. Есть надежда, что до конца этого года он все же уйдет заказчику, но дать такую гарантию никто не решится.

Еще один пример — атомная подводная лодка (АПЛ) К-152 «Нерпа», переданная в лизинг Индии под названием «Чакра» в начале 2012 года, с задержкой на пять лет.

Между тем Дели беспокоится, что отстанет по мощи флота от Пекина. По словам сотрудника индийского Совета по международным отношениям Викаша Рапжана, Китай уже обладает полноценным авианосцем, переданным Украиной, поэтому усиление ВМС Индии — вопрос национальной безопасности.

— Россия старается навязать Дели дружбу с Пекином, тогда как индийцы с удовольствием дружили бы с нами против Китая, с которым они имеют территориальные споры, — пояснил Храмчихин. — Давление Москвы тоже сказывается не в лучшую сторону на отношениях в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС).

Пока что отношения между странами держаться на традициях сотрудничества с советских времен.

— У наших и индийских военных сложились дружественные отношения, это выручает при заключении контрактов, — рассказал эксперт по торговле оружием ПИР-Центра Вадим Козюлин. — Там знают, чего ожидать от нашей оборонки и с пониманием относятся ко многим огрехам.

Но сейчас политика Дели, по словам эксперта, меняется. Индийцы откровенно заявляют, что западные технологии интереснее российских. Главным плюсом России остается цена — в среднем она на 30% ниже, чем на западе. Правда, дешевизна — понятие относительное. Пример «Викрамадитьи» показывает, что его стоимость вместе с палубной авиацией за годы постройки выросла почти вдвое, до $2,33 млрд.

Дели обвиняет Россию не только в срыве сроков поставок и растущих в связи с задержками ценах, но и в низком качестве ремонта и сервисного обслуживания.

— Почему нам приходится закупать запчасти для российской техники в Израиле, а не получать их из России? — недоумевает эксперт индийского Института оборонных и стратегических исследований Арон Кумар.

Еще один фактор, тревожный для нашей страны, — тамошние военные, дружащие с нашими со времен СССР, постепенно уходят в отставку. А будут ли пришедшие им на смену столь же лояльны — вопрос.

Индия как заказчик, впрочем, тоже не безупречна, считают у нас.

— Их военные захотели, чтобы котел на «Викрамадитье» был обложен не асбестом, как у нас обычно делается, а кирпичом. Но кирпич оказался непригоден, — рассказал военный эксперт Дмитрий Литовкин. — В итоге снова положили асбест, но эксперименты отняли много времени. АПЛ «Нерпа» была первой лодкой с полностью цифровой системой управления, и эта система давала сбои, о чем индийская сторона была осведомлена. А что касается авиации, то, например, по истребителям пятого поколения Дели до сих пор не может определиться, что ему нужно.

Нынешний взрыв на подлодке «Синдуракшак» — еще один удар по военно-техническому сотрудничеству. Даже если выяснится, что трагедия вызвана сторонними факторами, осадок останется.

За последние 10 лет Россия подписала с Дели более 20 соглашений в сфере ВТС на общую сумму $30 млрд. Помимо «Викрамадитьи», это ракетный комплекс «БраМос», самолеты Су-30МКИ и танки Т-90, а также модернизация уже стоящих на вооружении индийской армии МиГ-29.

Константин Волков
Известия