Российские наемники в Центральноафриканской Республике (ЦАР), сражающиеся на стороне правительственных войск, грабят и убивают мирных жителей и совершают групповые изнасилования — сообщает BBC со ссылкой на очевидцев. Согласно источникам, в этой стране находится до 2200 российских наемников.

Ранее о фактах многочисленных военных преступлений сообщало Международное французское радио (RFI), кроме того, 31 марта эксперты ООН обнародовали отчет, в котором обвинили наемников из России, известных как «ЧВК Вагнера», в серьезных нарушениях прав человека в Центральноафриканской республике (ЦАР).
В расследовании, основанном на свидетельствах очевидцев и документах рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников, приводится не менее ста случаев нарушений прав человека и международного гуманитарного права, совершенных армией ЦАР совместно с российскими союзниками или только одними россиянами, в период с 1 января по середину апреля 2021 года. В документах упомянуты 26 внесудебных казней, 5 изнасилований, а также 27 случаев произвольных арестов и лишения свободы.
Российские военные участвуют в гражданской войне в ЦАР с 2017 года. Официально они там находятся в качестве военных советников, однако по факту они возглавляют гражданскую войну и являются основной ударной силой правящего в стране режима. Основная цель российского вмешательства в дела ЦАР — это усиление своего влияние на африканском континенте и, конечно, получение доступа к крупным залежам алмазов. В журналистских расследованиях BBC, RFI и докладе ООН говорится о постоянном присутствии в стране до 2200 военнослужащих РФ, действующих под «вывеской» ЧВК Вагнера, компании Sewa Security Services, считающаяся филиалом ЧВК Вагнера в республике, а также Lobaye Invest SARLU (формально это горнодобывающая компания, основанная в ЦАР в 2017 году).
Помимо многочисленных военных преступлений по отношению к мирным жителям, международную общественность беспокоит широкое и бесконтрольное использование российскими военными запрещенных противопехотных мин, которые наносят ужасные увечия. В этом месяце, по данным BBC, подорвавшись на мине, погиб сотрудник по оказанию помощи из Датского совета по делам беженцев. Эксперты по оружию говорят, что многие мины, вероятно, поступают из ливийских складов или добываются с действующих минных полей в Чаде и Судане.
Военные эксперты считают, что несмотря на успешное продвижение и возврат под свой контроль территорий, правительственные силы при поддержке российских военных не устранили повстанцев, а просто вытеснили их в периферийные районы и вынудили их использовать партизанскую тактику. Чтобы ограничить зоны действия партизан, российские наемники используют минные поля — тем самым «…сеют хаос среди гражданского населения и не восстанавливают никакой стабильности» — говорит Кристин Кальдера из правозащитной группы Global Centre for the Responsibility to Protect, добавляя, что именно гражданские лица расплачиваются за растущее использование российскими военными взрывных устройств.
Максим Петровский, «Военный телеграф»