Военно-техническое отступление России16 сентября 2010 года в ходе визита в США министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил о том, что РФ выполнит контракт на поставку Сирии ракетных комплексов со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-800 «Яхонт». 22 сентября президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий продажу Ирану ЗРС С-300. А 23 сентября стало известно, что Россия поставила Индонезии три транспортно-боевых вертолета Ми-35 в счет государственного кредита, предоставленного РФ Индонезии в сентябре 2007 года.

Информационный фон второй половины сентября говорит о том, что Россия на рынке оборонной продукции находится в состоянии военно-технического отступления. Сведений о подписании новых контрактов практически нет. Зато есть факты официального отказа от ранее достигнутых договоренностей. Кроме того, обращают на себя внимание мизерные объемы реализуемых сделок. Как показывает ситуация с Индонезией, речь идет о единичных образцах вооружений, поставляемых фактически бесплатно (в счет ранее предоставленных кредитов). При этом РФ не имеет возможности контроля над дальнейшей судьбой своего оружия. В частности, та же Индонезия привлекает в качестве инструкторов для обучения своих летчиков управлению российскими многоцелевыми истребителями Су-30МК и Су-30МК2 советников из Китая. А это означает наличие потенциальной угрозы для утечки информации, так китайцы не стесняются «перенимать» российские технологии без согласия Москвы и использовать их в своих целях.

Отступление РФ проходит на фоне перманентного наращивания активности западных военно-промышленных структур. Так, 20 сентября стало известно о том, что корпорация Boeing начала переговоры с властями Объединенных Арабских Эмиратов о продаже истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F Super Hornet. А 24 сентября американская компания Lockheed Martin объявила о начале поставок в Индию военно-транспортных самолетов C-130J-30 (контракт между сторонами был заключен в марте 2008 года). Молчание отечественного ВПК в этой ситуации означает, что РФ постепенно утрачивает инициативу в вопросе продвижения своей продукции на традиционные для себя азиатские рынки.

Главной причиной военно-технического отступления РФ на мировой арене является деградация технологического потенциала отечественного ВПК. Из-за отсутствия перспективных инженерных решений, нового оборудования и кадрового голода, с каждым годом российской оборонке становится всё сложнее удовлетворять запросы покупателей. Большинство вооружений, продвигаемых Москвой на рынке, являются разработками 1960-1970-х годов. Например, вертолеты Ми-35 — всего лишь экспортный вариант машины Ми-24В, разработанной в конце 1960 годов и принятой на вооружение ещё в 1971 году. Как ударный вертолет Ми-24 хронически устарел и не выдерживает никакой конкуренции со своим американским конкурентом AH-64 Apache. Су-30, главный экспортный продукт компании «Сухой», представляет собой модернизированную версию Су-27УБ — разработку середины 1970 годов. В свою очередь П-800 «Яхонт» была спроектирована в конце 1970 годов.

Большая часть текущего российского военного экспорта является продукцией программы военно-технического развития, разработанной Дмитрием Устиновым, министром обороны СССР с 1976 по 1984 гг. Формально эти системы вооружения ещё не успели устареть. Однако они всё более уступают своим более молодым западным и китайским аналогам. Кроме того, важно учитывать, что некоторые традиционные потребители российского оружия уже приобрели всю продвигаемую на рынке технику и в её дополнительных образцах не нуждаются. Такие державы как КНР и Индия интересуют качественно новые системы. А ими российская оборонка просто не располагает.

Подрывают потенциал военно-технической активности РФ и отдельные решения политиков. Часто тактические интересы оказываются более важными, чем реализация долгосрочного курса оборонной экспансии. Например, отмена поставок Ирану С-300 ударила по производственному потенциалу концерна ПВО «Алмаз-Антей». Компания лишилась дополнительной нагрузки на свои производственные мощности и финансовой прибыли. Но для российских элит сохранение ВТС с Ираном оказалось менее значимым, чем поддержание во многом «абстрактной» атмосферы доверия в отношениях с США.

Наконец, третьим мотивом для военно-технического отступления является стремление руководства Минобороны начать масштабные закупки вооружений у стран НАТО, несмотря на наличие их российских аналогов. Правда пока продвижение этой инициативы не выходит за рамки дискуссии. Однако следует понимать, что каждый новый контракт с западными концернами будет ослаблять соответствующие сегменты российского ВПК. При этом отечественная «оборонка» лишится стимула развивать свой собственный технологический потенциал по целому ряду направлений, которые будут «прикрыты» экспортом. А это чревато развитием оборонной промышленности по сценарию Бразилии. Из-за недальновидной государственной политики эта страна буквально за два десятилетия превратилась из активного экспортера в депрессивного импортера подержанного оружия из стран Европы и Северной Америки.

Активность РФ на рынках вооружений определяется «правительственным пулом»
Главной движущей силой активности РФ на рынке вооружений является т.н. «правительственный пул». В это аппаратное объединение входят представители правительства и Администрации президента. При этом чиновники «широкого профиля» (в ранге зампредседателя правительства и помощника президента) отвечают за общие принципы стратегии экспорта вооружений и их соответствие внешнеполитическому курсу России. А предметные вопросы курируются уже руководством Министерства обороны и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

ПРОГНОЗ

Ощутимых сдвигов в военно-технической политике РФ до конца 2010 года не произойдет. Москва продолжит «точечно» выполнять ранее взятые на себя обязательства, одновременно «прислушиваясь» к мнению стран Запада.