30 марта с аэродрома Воронежского авиастроительного общества (ВАСО) поднялся в небо опытный образец военно-транспортного самолета Ил-112.

Это второй полет Ил-112В, который первоначально должен был состояться в апреле 2020 года. Во всяком случае эту дату официально называл в начале года занимавший тогда пост гендиректора «Ила» Юрий Грудинин. Однако «транспортник» в названные сроки в воздух не поднялся. На исправление конструкторских ошибок и неполадок, выявленных с момента первого испытательного полёта, потребовалось два года.

Как рассказал представитель Конструкторского бюро «Ил» в Воронеже Александр Анохин, после первого полета самолет Ил-112В был доработан. «Были проведены мероприятия по снижению его веса, так как был перевес. Сейчас вес самолета приближен к тому, что указан в ТЗ [техническое задание] заказчика. Самолет опытный, первый экземпляр. Естественно, были замечания и по конструктиву, и по другим моментам, сейчас они устранены», — сказал Анохин.

«Ильюшин» выиграл тендер на создание этого самолета еще в середине 2000-х гг., но в 2010 г. Минобороны остановило программу. В 2014 г., на фоне разрыва связей с Украиной, совместно с которой создавался и готовился к производству транспортник Ан-70 и другие машины, разработка Ил-112 была возобновлена, но первоначально заявленные сроки первого полета сдвинулись более чем на два года.

Сейчас самолет необходим для ВКС РФ, чтобы заменить самолёты Ан-26 и Ан-140, произведённые на Украине. Однако столь нужный для российской военно-транспортной авиации самолёт пока далек до окончания всех необходимых испытаний.

После первого полёта Ил-112В в 2019 году Министерство обороны отказалось принимать самолет, поскольку он оказался тяжелее, чем требовало техническое задание. О проблемах с массой самолета главный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов рассказывал ещё в ноябре 2018 года. Проблема «перевесса» Ил-112В возникла из-за нехватки инженеров — с предприятия из-за низкой зарплаты ушло много специалистов, объяснял главный конструктор.

К слову, «перегруз» был не единственной болезнью и «скелетом в шкафу» новейшего российского транспортника — параллельно вскрылись проблемы с центровкой. В 2017-м стало понятно, что Ил-112 не только не способен взлететь — его нужно проектировать заново.

Изначально президенту докладывали, что новейший российский транспортник, разработанный прославленным и на сто процентов отечественным КБ Ильюшина (ныне — Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина), должен подняться в небо летом 2017 года. Однако довольно быстро выяснилось, что доклады наверх серьёзно расходятся с реальностью.

Существенно осложняют задачу российским конструкторам и новые американские санкции, которые были введены в марте этого года и коснулись авиационной отрасли.

Новые ограничения не только запрещают экспорт в РФ из США новой высокотехнологичной продукции для авиационной и космической промышленности, но и приведут к разрыву уже действующих контрактов. Об этом на форуме «Госзаказ» сказал вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации Юрий Сытник, оценивая сложившуюся ситуацию, уточнил, что российское самолетостроение на 15-25% использует комплектующие, изготовленные в Европе и в США. В частности, в Sukhoi Superjet — 85% зарубежных комплектующих. Авиаэксперт добавил, что в случае разрыва контрактов в России возникнет дефицит самолетов, ряд перспективных разработок гражданской и военной авиации окажутся под угрозой. Скорее всего в их число попадет и проект создания военно-транспортного самолета Ил-112.

«Это большая проблема, но она решаемая — покатаемся на поездах…», — заявил Юрий Сытник.