Итоги Международного авиакосмического салона в Жуковском.

В воскресенье в Жуковском завершился Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Представители экспертного сообщества, комментируя итоги салона, пришли к выводу, что технологическое отставание России от ведущих авиационно-космических держав мира становится все более заметным.

«Авиасалон МАКС-2021 в силу сложившейся в связи с коронавирусной инфекцией ситуации прошел в ограниченном формате. Ограничения отсеяли значительное количество посетителей. Нынешний МАКС стал менее массовым и развлекательным — отметил главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

«Совершенно очевидно, что начиная с 1999 года авиасалон МАКС-2021 можно охарактеризовать как мероприятие с наименьшим международным представительством», — отметил со своей стороны директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов.

По его мнению, основные причины такой ситуации — блокировка Западом практически всех российских выставок, ну, конечно, свой вклад внесла и пандемия.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества Виктор Мураховский отмечает, что за последние годы МАКС уводят от прямой ассоциации с Минобороны РФ. Уже нет площадок, стендов, организаций военного ведомства. Не заметно массового посещения салона военнослужащими, как в былые годы.

Из военной составляющей не авиационной промышленности на площадке — единственный натурный ЗРК «Тор-Э2» (с тренажером) и мишенный комплекс «Адъютант» от ИЭМЗ «Купол» рядом с павильоном концерна «Алмаз-Антей». Все остальное в виде макетов.

Снижение закупок авиационной техники новой постройки весьма чувствительно для промышленности, говорит Мураховский. Фактический секвестр финансирования действующей госпрограммы вооружения рисует неясные перспективы в части гособоронзаказа для военной авиации на последующие годы.

Новый Су-75

Основной авиационной новинкой авиасалона МАКС-2021 стал прототип нового истребителя Checkmate. Легкий однодвигательный боевой самолет был представлен в пилотируемом варианте, но в будущем может быть создана и беспилотная версия.

«В ЦАСТ на протяжении последних двадцати лет утверждали, что России необходимо создавать легкий однодвигательный самолет 5-го поколения. Он нужен и нашим Воздушно-космическим силам (даже если в ВКС так пока и не считают), — говорит Руслан Пухов.

Он добавляет, что разработка истребителя задержалась на несколько лет. Ситуация напоминает историю с пассажирским самолетом SSJ — это правильный и нужный проект, но его стоило запустить лет на пять раньше.

«В течение длительного времени складывалось впечатление, что в сфере мировой истребительной авиации сформировалась некая дуополия — Россия и США фактически разделили этот рынок между собой. А сейчас чуть ли не одномоментно возник и стал пользоваться большим спросом F-16 Block 70/72 Viper, продажи Dassault Rafale пошли в гору. И вместо того, чтобы на рынке оставалось два продавца и два самолета, ситуация существенно изменилась. Уже даже и Южная Корея сделала два самолета — один продают, второй в стадии доводки», — рассказывает Пухов.

«Поэтому-то тут и возникает относительно Су-75 Checkmate вопрос — насколько затянутся сроки его создания. А эта машина с заявленными на МАКС-2021 характеристиками нужна уже сегодня, но ее нет и неизвестно когда будет.

Беспилотная авиация

По мнению Дениса Федутинова, новинки в области систем БЛА в этом году на авиасалоне были представлены в весьма лимитированном количестве. Главным образом здесь экспонировались уже ранее демонстрировавшиеся модели.

«В отличие от США, учитывая российское положение дел в части авианесущих кораблей, воплощение подобных проектов будет относится к перспективам достаточно отдаленным», — считает Денис Федутинов.

«Что касается общего впечатления от МАКС-2021, то с большим сожалением приходится констатировать, что наше технологическое отставание от передовых авиационно-космических держав по целому ряду позиций продолжает только нарастать», — добавляет директор Центра анализа стратегий и технологий.

По мнению эксперта, в России сегодня крайне мало интернациональных проектов. В настоящее время весь мир в значительной степени делает массу вещей в кооперации. «Мы в этом плане находимся в каком-то стратегическом одиночестве, — с сожалением констатирует эксперт, — техника сегодня дорога в разработке, да и закупки выглядят не самым дешевым образом, а рынок никого ждать не будет».

Алекс Фаворов, «Военный телеграф»