Россия отчаянно пытается вернуться на индийский рынок вооружений. Подписание оборонных контактов между Российской Федерацией и Индией будет одной из главных тем предстоящей встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в рамках официального визита главы российского государства в Дели 6 декабря текущего года.

По данным ТГ «Военный обозреватель», Индия утвердила закупку 671 тысячи автоматов Калашникова АК-203 под патрон 7,62 х 39 мм. Общая сумма контракта, который, как ожидается, будет подписан в рамках предстоящего визита составляет $690 млн.

Производство автоматов будет осуществлять совместное российско-индийское предприятия, расположенное в Индии. По информации местных СМИ, в ходе визита стороны также подпишут контракт на поставку Индии переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-С».

Следует отметить, что российско-индийское военно-техническое сотрудничество уходит своими корнями в период существования Советского Союза. Россия стала приемником этих десятилетиями наработанных партнерских отношений, но за последние годы растеряла не только контракты, но и былую репутацию, которую получила в наследство от Союзного государства.

Военная техника РФ уже не пользуется в Индии таким большим спросом как раньше. Об этом стало известно в ходе 13-й аэрокосмической выставки «Aero India 2021», которая недавно проходила на авиабазе Йелаханка в городе Бангалор.

В период действия выставки стало известно, что индийские военные решили отказаться от устаревших российских МиГ-29К в пользу новой модели TEDBF – индийского военно-морского истребителя, который стал «гвоздем» выше упомянутой выставочной программы. Возможно последней каплей в принятии такого решения стала очередная авария МиГ-29К, когда самолет, входящий в состав военно-морских сил Индии, в ноябре 2020-го потерпел крушение над водами Аравийского моря.

Следует отметить, что Индия уже не первый год избавляется от устаревших российских истребителей. По данным СМИ, еще в 2019 году индийские военные решили снять с вооружения и ликвидировать последнюю эскадрилью самолетов МиГ-27, которая базировалась в штате Раджастан. Еще раньше прекратили существование две эскадрильи МиГ-27, находившиеся в Западной Бенгалии (штат на востоке Индии).

Индия вышла из совместной с РФ программы FGFA, предполагающей создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Прекращение партнерства было вызвано тем, что проект нового самолета (над которым велись работы) не имел стелс-технологии, а двигатель не соответствовал требованиям к самолетам новой генерации.

Прошли также те времена, когда Индия покупала у России военно-морские корабли. Из-за большой нехватки денег и ресурсов, плановые сроки строительства серийных кораблей и подлодок затягиваются на многие годы. Поэтому правительство Индии в последние годы вынуждено обратить свои взоры на корабелов из других стран.

Следует отметить, что кроме технических моментов, влияющих на отношение между Москвой и Нью-Дели, немаловажную роль играют и политические. Ни для кого не секрет, что сегодня существует серьезная причина, способная негативно повлиять на динамику российско-индийского военно-технического сотрудничества. Речь идет о принятом Соединенными Штатами законе «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA). Чтобы избежать негативных последствий (из-за нарушений норм этого документа), Индии придется волей-неволей переходить к снижению объемов импорта вооружений из России и делать ставку на развитие собственной оборонной промышленности.

Сергей Ветров, «Военный телеграф»