В пятницу Минобороны объявило о разработке нового отечественного защищенного смартфона. По задумке военных, он станет основой целой цифровой экосистемы для российских военнослужащих и их семей. Однако в экспертных кругах нет не только уверенности, что эти планы будут реализованы, но и даже ставится под сомнение целесообразность этого проекта .

Идея создать в России свой смартфон родилась в 2010 году, после поездки президента Дмитрия Медведева в Кремниевую долину, где он получил из рук Стива Джобса iPhone 4. Почти сразу же МТС и Ростех представили президенту «убийц айфона» — YotaPhone и МТС Glonass 945. Российские «аналоги», мягко говоря, не выдержали конкуренции и сейчас о них уже никто не помнит.

Попытки создать защищенный мобильник для военных привели к появлению низкотехнологичного кнопочного устройства «Атлас», стоимость которого при госзакупках превышала 100 тысяч рублей.

В 2018 году их начали выдавать военным. Почти сразу же блогеры обнаружили на китайских платформах аналогичные аппараты в 22 раза дешевле. После этого Минобороны запретило солдатам и офицерам пользоваться телефонами и смартфонами, исключение сделали для 11 аппаратов без камер, Wi-Fi и Bluetooth.

Военный обозреватель и шеф-редактор онлайн-портала «​Ежедневный журнал» Александр Гольц считает, что военный смартфон, о котором сообщил генерал-майор Осадчук — это «очередная дурилка». «Я не вижу оснований, чтобы именно эта дурилка превратилась в реальность. Эти люди озабочены тем, чтобы придумать какой-то проект — авианосец, смартфон, храм в парке «Патриот», — чтобы поразить воображение начальства и по ходу срубить немножко денег», — сказал Гольц.

При этом он вообще усомнился в целесообразности такого проекта. По его словам, по-настоящему секретная связь нужна далеко не всем военнослужащим, а только командному составу — «от уровня командира батальона и выше».

Эксперт уверен: чтобы обеспечить закрытой связью заместителей министра, проще и дешевле «купить импортный смартфон и сделать там другую прошивку».

Гольц отметил, что в России нет своей микроэлектроники нужно уровня для производства смартфонов. Штучное производство электронных компонентов, прежде всего систем ПВО и боевых самолетов, делает их «золотыми». «С микроэлектроникой у нас провал. И чтобы создать электронную промышленность нужны гигантские капиталовложения, которые трудно себе даже представить», — пояснил он.

Павел Ветров, «Военный телеграф»