Альянс из расчетаПриближение 600-й годовщины битвы при Азенкуре и 200-й- при Ватерлоо, а еще многочисленные годовщину, связанные с обеими мировыми войнами, напоминают нам, что войны — это совместно нажитое во французско-британских отношениях. Это объясняет особенно тесные связи Франции и Британии именно в сфере обороны. И даже когда последняя дрейфует к еврофобии, а Франция настаивает на более тесной интеграции еврозоны, оборонное союзничество между двумя государствами, крепнет. Кульминацией процесса стало подписание в ноябре 2010 года Ланкастерского договоров о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности.

Читателю на заметку: для многих людей, в том числе и военных, в первую очередь тех, кто был участником войны или военных действий, бывает просто необходима помощь психолога. Прием психолога в Москве: http://www.svetlana-ionkina.ru/ — если вас беспокоят проблемы психологического характера, не теряйте времени, записывайтесь на консультацию.

К концу холодной войны Англию не интересовала оборонное сотрудничество за пределами НАТО и особые отношения с США, а Франция тем временем подчеркивала свою национальную независимость. Распад СССР и Боснийская война в 1992-1996 годах, где движущими силами были Франция и Великобритания, принесли осознание того, что стратегия США больше не предусматривает автоматического вмешательства в внутриевропейские конфликты. Поэтому для текущего выбранного в то время Тони Блэра, который отказался от присоединения Британии в еврозону, оборона стала образом обеспечить его стране центральное место в Европе. Реализовали это на франко-британском саммите Сен-Мало в декабре 1998 года, где эти две страны повели других к ныне известной нам Общей политики безопасности и обороны (СПБО). Но пока СПБО лучше удавалось придумывать громкие названия вроде «боевых тактических групп» и «основных приоритетов», чем проводить исторические операции. Сейчас ее существенный вклад в мировую безопасность- предотвращения геноцида в Конго в 2003 году и постоянное патрулирование побережий Африканского Рога в рамках кампании по борьбе с пиратством. Частично такие скромные достижения объясняются иракским кризисом, из-за которой ЕС и НАТО раскололись, а дислоцированный в Ираке британский контингент не мог принимать участия в операциях СПБО.

Помимо того, стагнування евроинтеграции и общий рост евроскептицизма ярко показали, что СПБО остается вялой инициативе. Это автоматически подтолкнуло Великобританию и Францию как крупнейших в Европе военных потуг к созданию собственного перманентного альянса на почве общих целей и мотивов. Для обоих государств важно демонстрировать, что они заслуживают постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Да и в мире, где США имеют собственные приоритеты, Лондону и Парижу тем более важно сотрудничать. Укрепление франко-американской безопасности сотрудничества, в частности в вопросах ядерного оружия и разведки, только больше убеждает в этом британцев. Другой важный момент — подтягивание к потугам друг друга. Особенно это касается ядерного потенциала, где сила страны является результатом не только необходимости сдерживать недружественные государства, но и взаимной конкуренции.

Здесь и кроется парадокс. В положениях Ланкастерского договоров, касающихся ядерной безопасности, подписанты обязуются 50 лет осуществлять совместное управление ядерным арсеналом, что требует исключительной взаимодоверия. И соблюдение этой части им дается не труднее, а скорее даже легче, чем более рутинные пункты. Обе стороны понимают, что нельзя рисковать жизненно важными интересами одной страны без того, чтобы навредить таким же интересам другой. Словом, расхождения в вопросах, где играют роль еще и другие факторы (например война в Ираке), могут тормозить традиционную военную сотрудничество, но сотрудничество в ядерной сфере строится на общих ключевых интересах. Это альянс в полном смысле слова.

Очередное Ватерлоо?

Что может пойти не так? В политике — если Великобритания выйдет из ЕС, а Евросоюз сделает решительный шаг к полноценной федерализации, в частности во внешней и оборонной политике, двусторонний альянс между Британией, не является членом ЕС, и провинцией федералистской лизированной Евросоюза станет невозможным. В экономике — Франции с ее стагнацией может быть трудно дотянуться до Британии стремительно растет, а значит, играть в этом альянсе на равных. Но такой вариант — вопрос далекой перспективы.

В ближайшее испытанием альянса может стать возобновление дискуссии по поводу ядерного потенциала после парламентских выборов 2015 года в Великобритании. При отсутствии возможности существенно увеличить расходы на оборону, Великобритания будет вынуждена сократить расходы, не связанные с ядерным вопросом, чтобы профинансировать обновление своего атомного подводного флота, оснащенного ракетами Trident. Это и будет испытанием 50-летних узов, призванных гарантировать общее будущее в сфере ядерной безопасности.