Крылатый ответ крылатым ракетам

3Решение о возобновлении производства МиГ-31 может свидетельствовать об изменении характера прогнозируемых угроз

Истребитель-перехватчик МиГ-31, снятый с производства в 1994 году, надо начать выпускать заново, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Горячие споры о необходимости наращивать парк этих самолетов, которые все в один голос называют уникальными, идут уже не один год. Само по себе такое решение указывает на то, что понимание потенциальных военных угроз несколько изменилось.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил в пятницу о необходимости восстановить производство истребителя-перехватчика МиГ-31. Об этом он говорил на авиастроительном заводе «Сокол», создававшем эти самолеты до начала 90-х годов.

«Сейчас самолет модернизируется, и это делается здесь, в Нижнем Новгороде, на авиазаводе «Сокол». И этот самолет послужит, я вам скажу, совершенно точно еще лет пятнадцать в самых разных и новых вариантах, отвечающих современным формам вооруженной борьбы», – приводит слова Рогозина ИТАР-ТАСС.

Замглавы правительства назвал МиГ-31 уникальным и не имеющим себе равных самолетом, имеющим перспективы, и его, заявил Рогозин, необходимо восстановить. «Это мнение было высказано на парламентских слушаниях в Госдуме и поддержано представителями Минобороны, Военно-промышленной комиссии, представителями промышленности и депутатами профильного комитета Госдумы», – сказал Рогозин.

МиГ-31 – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия.

Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.

Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800–900 км.

Самолет принят на вооружение ВС СССР в 1981 году и производился до 1994 года. В настоящее время стоит на вооружении вооруженных сил России и Казахстана. В России стоят в строю около 250 самолетов этого типа. До 2020 года промышленность должна модернизировать в общей сложности 60 самолетов.

Модернизированный истребитель МиГ-31 БМ оснащен новой системой управления вооружением, что позволило увеличить дальность обнаружения целей до 320 километров и дальность поражения до 280 километров. При этом МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до десяти воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны. Основным предназначением истребителя-перехватчика МиГ-31 является уничтожение самолетов и крылатых ракет в приграничных и внутренних районах страны. В августе прошлого года главком ВВС Виктор Бондарев сообщил, что модернизационный ресурс МиГ-31 позволяет оставить эти самолеты на службе по меньшей мере до 2028 года.

«Если мы посчитаем необходимым, то можем продлить и после 2028 года на 5–10 лет», – сказал он.

«Если попадает, разносит в пыль»

Все последние годы боевые летчики и эксперты не устают говорить об уникальности этого самолета и отсутствии его аналогов во всем мире. Так, по мнению летчика-снайпера, полковника Валерия Кныша, самолет, несмотря на то, что он дорог в эксплуатации (расход топлива – около 10 тонн в час), настолько удачно выполнен и «настолько мощно решает свои задачи», что продавать его за рубеж никогда «не было смысла». По его словам, если первый вариант МиГ-31, который был разработан на рубеже 1970-х – 1980-х годов, можно считать устаревшим, то этого никак нельзя сказать о новейших модификациях.

Очень оживленные дебаты происходили весной прошлого года в стенах Госдумы, когда обсуждалась судьба этой машины. Парламентарии сошлись во мнении, что уникальный перехватчик необходимо вернуть в производство. Против был, как ни странно, главком Бондарев, выступивший за то, что лучше потратить деньги на разработку нового самолета такого же типа. Свою позицию он аргументировал тем, что его элементная база устарела и более современные российские самолеты имеют больше возможностей для выполнения боевых задач. Кроме того, возражал Бондарев, максимальная заявленная скорость на этой машине практически недостижима, поскольку «не выдерживает стекло».

«Я очень много на этой машине работал, – сказал в пятницу в интервью газете ВЗГЛЯД заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов. – И, сколько бы мишеней я ни сбивал, никогда «подранков» не делал, то есть, если попадает, то разносит мишень практически в пыль – без шансов. Машина имеет большой задел с точки зрения объемов – там можно радиостанции менять, радиоэлектронику и все остальное. Крайне перспективная. А с точки зрения самолетных систем там все отработано, сделано просто, продуманно».

«Это особенная машина, – продолжил он. – Она не маневренная, она создана для того, чтобы поражать цели на больших скоростях на больших высотах. У нее есть перспективы вплоть до того, чтобы сбивать спутники. Вполне реально работать с этой машиной не только по воздушным целям, но и по целям, которые находятся в ближайшем космическом пространстве».

По словам полковника Маликова, при модернизации МиГ-31 может поражать и наземные объекты. «МиГ-25 не очень точно, но поражал наземные цели. На МиГ-31 это сняли, но при нынешнем высокоточном оружии это имеет хорошие перспективы», – сказал он.

Летчик-испытатель напомнил, что когда Матиас Руст прилетел в 1987 году в Москву и сел на Красной площади, большинство самолетов его просто «не видели». «И только МиГ-31 видел эту цель и мог ее поразить», – отметил Маликов.

Крылатый ответ крылатым ракетам

Одна из ключевых функций самолетов МиГ-31 – отражение крылатых ракет, численность и возможности которых у армий развитых государств постоянно возрастают. В прошлом году об этой тенденции несколько раз говорил президент Владимир Путин. «Высокоточное оружие по своим возможностям уже практически не уступает стратегическому и влияет на глобальный план сил», – заявил он в июле прошлого года. А в ноябре он признал, что высокоточное оружие большой дальности становится альтернативой ядерному. «Сегодня оно, по сути, становится альтернативой ядерному оружию, по своей эффективности оно ему по ряду параметров просто не уступает», – заявил он.

По мнению вице-президента Академии геополитических проблем полковника ВВС запаса Владимира Анохина, возврат к производству МиГ-31 является ответом на угрозу массированного удара крылатыми ракетами по территории России. «Российские военные теоретики и наши специалисты предполагают это как потенциальную угрозу. Полагаю, что результаты учений ПВО и ВВС на полигоне Ашулук под Астраханью дали подтверждение необходимости воспроизводства этих самолетов для решения оперативно-стратегических задач», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

«Последние события на Украине и вокруг Украины говорят о том, что мы несколько опоздали с принятием решения вернуть в производство МиГ-31. Его надо было принимать 5–6 лет назад. Но, к сожалению, «сердюковщина» дает о себе знать. Мы сейчас начали бить по хвостам, но хорошо, что начали», – добавил Анохин.

«Это одно из лучших средств отражения ракетных ударов, – соглашается полковник Игорь Маликов. – Ни у кого такого нет, даже у американцев. Очень грамотное решение по возобновлению производства».

Роман Крецул
Деловая газета «Взгляд»

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Военные Новости Мира | wartelegraph © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх