В 2020 году он составил $531 млрд, говорится в докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира

СТОКГОЛЬМ, 6 декабря. /ТАСС/. Объем продаж вооружений и военных услуг 100 крупнейших компаний мира составил в 2020 году $531 млрд, что на 1,3% больше в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом. Об этом говорится в опубликованном в понедельник докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ).

В 2020 году объем продаж 100 ведущих производителей на 17% превысил соответствующий показатель 2015 года, когда в доклад СИПРИ были впервые включены данные по китайским компаниям. Прошлый год оказался шестым годом подряд, когда глобальные военные продажи неуклонно росли. И это на фоне сокращения глобальной экономики в первый год пандемии на 3,1%.

По словам научного сотрудника программы вооружений и военных расходов СИПРИ Александры Маркштейнер, военно-промышленные гиганты оказались основательно защищены спросом своих правительств на военную продукцию и услуги. «Во многих странах мира военные расходы росли, а некоторые правительства даже ускоряли платежи военной промышленности с целью смягчить эффект от кризиса из-за COVID-19», — отмечает она.

Однако были и те, кто не сумел защититься от последствий пандемии. Так, французская компания Thales сократила объем своего экспорта на 5,8% из-за срыва поставок, вызванного локдауном, который был объявлен весной прошлого года. Ряд других компаний также говорили о сбоях из-за разрывов в цепочках поставок.

Компании США и Китая

Самыми многочисленными в топ-100 снова стали компании США — 41. Общий объем их продаж составил $285 млрд, что на 19% больше, чем в 2019 году. На них пришлось 54% совокупного объема топ-100. Начиная с 2018 года первая пятерка рейтинга состоит только из американских компаний.

В США авторы доклада СИПРИ отмечают тенденцию к слиянию и приобретению одних компаний другими. Это делается для расширения портфеля заказов и получения преимуществ в борьбе за контракты на поставки военной продукции.

«Эта тенденция особо проявляется в космической отрасли, — отмечает Александра Маркштейнер. — Northrop Grumman и KBR — одни из тех компаний, что приобрели дорогостоящие фирмы, специализирующиеся на космических технологиях».

Вторая по величине доля объема топ-100 — в 13% — принадлежит китайским производителям вооружений. В 2020 году она составила $66,8 млрд, что на 1,5% больше показателя 2019 года.

«В последние годы китайские военно-промышленные компании смогли извлечь выгоду из национальной программы военной модернизации и внимания к военно-гражданскому слиянию. Они стали одни из самых передовых производителей военной техники в мире», — пишет старший научный сотрудник СИПРИ Нан Тян.

Европейские производители

Что касается европейских военно-промышленных компаний, то в 2020 году в топ-100 их насчитывалось 26. Их объем продаж составил 21% от общего показателя и равнялся $109 млрд. Из них $37,5 млрд пришлись на семь британских компаний, что на 6,2% больше, чем в предшествовавшем году.

Продажи компании BAE Systems, единственного европейского производителя, входящего в топ-10, увеличились на 6,6% и составили $24 млрд.

«Совокупный объем военных продаж шести французских компаний из топ-100 упал на 7,7%. Это серьезное снижение вызвано во многом резким сокращением — по сравнению с предшествующим годом — поставок боевых самолетов Rafale компании Dassault Aviation. Однако продажи компании Safran при этом возросли благодаря увеличению продаж систем наведения и навигации», — отмечает директор программы вооружений и военных расходов СИПРИ Люси Беро-Сюдро.

Продажи входящих в топ-100 немецких компаний достигли в 2020 году $8,9 млрд, что составляет 1,3-процентный прирост по сравнению с 2019 годом. В общем объеме топ-100 их доля равна 1,7%. Самый крупный военный производитель Германии, компания Rheinmetall, нарастила свои продажи на 5,2%, в то время как судостроительная компания ThyssenKrupp, напротив, уменьшила свои объемы на 3,7%.

Производители России сокращают объем продаж

Российские производители, входящие в топ-100, сокращают объемы своих продаж уже третий год подряд. В 2020 году падение составило 6,5% — $26,4 млрд против $28,2 млрд в 2019 году. В прошлом году на долю девяти российских компаний пришлось 5% общего объема топ-100. Наивысший показатель — $31,5 млрд — был достигнут в 2017 году, после чего продажи постоянно сокращались.

Так, компания «Алмаз-Антей» и Объединенная судостроительная корпорация снизили продажи на 31% и 11% соответственно.

Другие страны

Совокупный объем военных продаж компаний, находящихся за пределами США, Китая, России и Европы, составил в 2020 году $43,1 млрд, что означает рост на 3,4% по сравнению с 2019 годом. В общем объеме топ-100 на них приходится 8,1%.

Продажи входящих в топ-100 трех израильских компаний достигли $10,4 млрд, что равно 2% от общего объема топ-100. Аналогичные показатели пяти японских поставщиков вооружений равнялись в 2020 году $9,9 млрд и 1,9% соответственно.

В 2020 году в рейтинг топ-100 были включены четыре южнокорейские компании. Их совокупные продажи составили $6,5 млрд, что на 4,6% больше объема предыдущего года.

Присутствующие в рейтинге три индийские военно-промышленные компании увеличили свой общий объем продаж на 1,7%. В 2020 году правительство Индии объявило о поэтапном запрете импорта некоторых видов военной техники с целью повышения уровня самообеспеченности в области военного производства.